Как найти главного конкурента
Сделать это не сложно, поскольку это публично доступная информация, то есть каждый, при желании может ее получить. Разница только в инструментах и подходе к исследованию.
Наша легенда:
Мы планируем начать локальный бизнес по продаже роз и хотим проверить, насколько конкурентна эта ниша, чтобы понимать затраты, необходимые для онлайн продвижения. И определить инструменты, которые лучше использовать для продвижения своего продукта, а именно роз.
Що нам знадобиться
- Браузер (Google Chrome, Mozilla Firefox, Safari - подойдет любой)
- Табличный редактор (Excel, Google таблицы)
Главный запрос
Еще нам нужны ключевые запросы по вашей тематике, если вы собирали семантическое ядро – то это самые частотные запросы в тематике. Если же вы семантику не собирали, то на данном этапе этого делать не нужно, вам просто нужно определить какой запрос используют люди для того чтобы найти ваш товар или услугу. Как правило, это всем известный запрос и также как правило их несколько. Нам нужен самый жирный (частотный) и, чтобы его определить, мы воспользуемся инструментом Google Trends.
Выбираем регион "Украина" и поочередно вводим наши запросы:
Как видно из результатов чаще всего используется запрос "розы" в пять раз реже "рози"(укр), а канонический - "троянди"(укр) - вообще не имеет за собой частотностей. Причем георгафическое распределение дает четкий градиент с запада ("рози"(укр)) на восток ("розы").
Поэтому зная регион, по которому мы хотим продвигаться, можем четко определить главный ключевой запрос. В нашем случае это Киев с частотой 77% по запросу "розы".
Органический поиск
Теперь зная главный поисковый запрос, мы отправляемся в браузер, запускаем его в режиме инкогнито, чтобы не деформировать выдачу персонализацией пользователя. Да, Google выдает результаты поиска в зависимости от ваших предпочтений, если это для вас было секретом. Поэтому идем в инкогнито – в Google Chrome это комбинация клавиш Ctrl+Shift+N и вводим наш запрос "РОЗЫ".
Получаем результат:
Теперь нам нужно определить и выписать в таблицу до пяти тематических сайтов, исключив рекламные объявления, информационные ресурсы и "сайты обо всем" - агрегаторы, торговые площади и т.п.
Выписывать нужно только домен сайта и заносить его в первую колонку URI. После заполнения таблица будет выглядеть следующим образом:
Наша таблица будет содержать всего три метрики, но стоит отметить, что при более подробном анализе их количество пропорционально растет, добавляются специфические показатели вроде "количество внешних ссылок", "количество доноров" и другие. Но для решения нашей задачи этих показателей будет достаточно.
Заполним таблицу недостающими данными.
Индекс Google
Это показатель количества страниц в индексе Google, то есть Google о них знает и при необходимости добавляет к выдаче. Самый простой способ определить количество страниц в индексе - это использовать поиск Google и ввести конструкцию формата:
site:domain.name
Где domain.name – это имя нужного нам домена.
Вот пример выдачи с доменом сайта потенциальных конкурентов:
Выписываем нужный нам показатель 3020 и повторяем для остальных веб-сайтов из нашей таблицы.
Видимость Google
Этот показатель имеет комплексное значение и высчитывается по специальной формуле, но если все упростить то это показатель того, сколько людей видит сайт в результатах поиска. Добыть его сложнее чем остальные нужные нам метрики и стоит сказать, что каждый сервис считает его со своей спецификой поэтому значения на разных ресурсах могут отличаться – это нормально. Главное вносить в таблицу данные по какому-то одному ресурсу, это также касается и других метрик исследования.
Получить видимость нам поможет сервис Megaindex.com, переходим на сайт и регистрируемся, бесплатного тарифного плана нам будет достаточно. После регистрации выбираем "Приложения" далее "Видимость сайта". В интерфейсе сайта в соответствующее поле вставляем домен конкурента, выбираем расположение "Киев", Google "Органика", после чего нажимаем "Применить".
Показатель эффективных показов (4900) заносим в таблицу. Также прокручиваем страницу вниз к истории видимости конкурентов и отключаем всех конкурентов, чтобы остался только наш домен.
Из графика делаем вывод о росте видимости сайта конкурента. Этот график отчетливо показывает рост видимости конкурента, поэтому заливаем ячейку с данными о его видимости зеленым цветом. Если видимость падает вместо зеленого используем красный, если явных изменений нет – серый.
Повторяем эти шаги для всех наших конкурентов и заполняем таблицу.
Возраст домена
Возраст домена имеет большое значение для поисковой оптимизации сайта, особенно если вы ориентируетесь на продвижение в ПС Google. Поисковая система фиксирует все взаимодействия с доменом формируя так называемый Траст, то есть доверие к домену и чем больше домену лет и больше положительных взаимодействий – тем выше Траст такого домена, тем легче его продвигать в поисковой выдаче.
Данные о возрасте мы получим с помощью ресурса Whois History Domaintools - переходим, вводим нужный домен, нажимаем "Lookup" и получаем результат.
Как мы видим домену более 8 лет, запишем эти данные и повторим для остальных конкурентов.
Медиана
После этого наша таблица будет выглядеть следующим образом:
Теперь нам нужно вычислить медиану. Если не вдаваться в детали, то медианой в нашем случае будет среднее значение метрики без учета "аномальных" показателей. Причем "аномальные" метрики в данном случае у нас только у одного сайта – agro-market.net, при чем все, что ставит под сомнение включение в исследование этого кандидата. В идеале его нужно заменить но мы этого делать не будем.
Вот какие показатели медианы мы получили после расчетов
Результаты
Мы нашли четыре сайта конкурентов, в которых достаточно большое количество страниц в индексе и активно растет видимость, но отдельного внимания заслуживают два сайта – dicentra.ua и proflowers.ua . У первого наибольшая видимость при количестве страниц значительно меньшем медианы, а у второго очень хорошие показатели при достаточно малом возрасте домена.
При наличии данных, которые мы собрали, мы можем определить главного конкурента, это - dicentra.ua . Но стоит отметить, что результаты могут измениться со временем, поскольку потенциал других конкурентов тоже достаточно серьезный, поэтому это исследование мы повторили бы через 2-3 месяца.
Стратегия для нашего сайта
Медиана в данном случае показывает нам, к каким показателям следует стремиться нам, вступая в конкуренцию с этими сайтами, но не следует ее понимать как правило, а скорее как тенденцию.
Чтобы сгенерировать такое количество страниц и поднять видимость до медианных показателей, нужно много времени и ресурсов. Даже с грамотным подходом и командой на это уйдет полтора – два года, если же ресурсы ограничены – стоит попробовать другой подход – продажи через лендинг с применением контекстной или таргетированной рекламы.
Уточнение
Данным примером мы лишь показали механику проведения подобного рода исследования. И хотя все данные были собраны и проработаны верно, результаты этого исследования не следует использовать в работе. Этому есть несколько причин – один широкий ключевой запрос, малая выборка конкурентов, поверхностный анализ конкурентов.
Для того чтобы ваше исследование было удачным, следует придерживаться следующих рекомендаций:
- выбрать не один а несколько высокочастотных ключевых запроса
- в оргинической выдаче выбирать сайты максимально подобные вашему
- включить в выборку большее количество потентных конкурентов
И в завершение, главное правило – когда вы найдете явного лидера вашей ниши, нужно стремиться стать лучше его.